Код стыда / Капитанская дочка

«Просто нужно быть правдивым,
великодушным, справедливым,
умным, добросовестным, мощным, хорошим –
— лишь и всего!»

Что ради взялся Пушкин за повесть из животрепещущей истории Рф (хотя в то время четверть века была, пожалуй, длиннее сегодняшней)? Он же сам пишет: «Ну, это вы и сами понимаете…» — в таком духе. Мы, положим, не знаем, но докладывает поэт довольно, чтоб на всякий вариант озарить себя каким-либо знамением. Не для такого же, чтоб преподнести публике совсем фантастическую историю, как будто приличный человек может выжить и стать счастливым в обстоятельствах, в которые создатель помещает Петра Гринёва и Машу Миронову? Можно лишь догадываться. И я пробую.

 

Спектакль, как и первоисточник, ни на чём не настаивает, ни за что не агитирует и указывает и верхи, и низы общества равно непонятными по собственной этической привлекательности. Эталоны нравственной чистоты обитают меж этих полюсов в состоянии самого неуравновешенного баланса: имею в виду семейство Мироновых и примкнувших к ним Савельича и Гринёва (также павших в междоусобной бойне мирных людей и добросовестных служак). Популярная метафора о «лезвии бритвы» — краса есть исчезающе узкая грань меж скатами в… некрасоту – работает и относительно души. Запачкаться просто, тяжело жить замаранным, если в для тебя живой стыд.

Эта история – гимн стыду, который не только лишь в поговорке побратим совести. И здесь происходит странноватое: веления совести далековато не постоянно совпадают с требованиями присяги. Почему Швабрину всякий раз удаётся навлечь на Гринёва неудачу, всего только сообщая «кому следует» формальную правду? Да, ввязался в дуэль. Да, принял от бунтаря подарки (наиболее того, сам сделал Пугачёву подарок – правда, не зная ещё, что перед ним за человек).

 

Вот это слово. Человек. «Дай для себя волю», слышим мы престижный позыв. «Ведь ты этого достоин», улещивают зазывалы в удобство. «Ты никому ничего не должен» — от создателей «возьми от жизни всё». В общем, нам сегодня повсевременно разрешают стать звериными: дают – бери, лупят – беги, сожри соседа, возьми что плохо лежит, при захвате заложников не сопротивляйся, не будь героем, не будь героем… Гринёв, к слову, тоже героем не кажется – таковой молодой, щёчки-чубчик, наивный взгляд, пылкое сердце. Мамка-Савельич и носик утрёт, и сабельку подаст, и водочки не дозволит хряпнуть. Но кто, отчаявшись побудить должностных лиц к выполнению их долга, один потащится назад в пекло – прямо в пасть к разбойнику, хоть и лично знакомому, но ничем уже не обязанному? Вспоминается корчаковский Матиуш, явившийся на войну в сандаликах. «Чтоб вести войну без сапог, нужно быть простофилей!» «Либо героем…»

Петрушу постоянно видно – а вот Швабрина не сходу распознаёшь в массе приспешников Пугачёва. Чудилось бы, броский индивидуалист, но, оказывается, «побыть у трона», хоть какого-либо, даже липового, составляет предмет его карьерных вожделений. Недаром Емельян Иваныч к концу собственной истории уже иронически и с опаской косится на собственных подпевал. «Все они воры…» Как говорится, неширок круг и жутко далеки они от народа. Взять вилы в руки – ещё не означает стать вне закона, время от времени это означает – сделать новейший закон, который даст начало оздоровлению населения земли (до последующей эпидемии, но мы же не ждём чудес). Основной вопросец хоть какой драки – как её поскорее окончить. Потасовку на очной ставке не берём.

 

Экзекуции приверженцев Пугачёва были не наименее ожесточенными, чем его экзекуции. «Страшный век – ужасные сердца», этот же Пушкин – в другом месте – произнес. (К слову, хорошие стихи – про замершее в страхе столетие, я про «песню повешенных»).

 

Но постоянно есть сердца красивые. В спектакле много, даже как бы очень много поют о любви. Любовь очищает то, что грязнит война. На любой кровавый выпад массы следует ласковый ответ дуэтом. Поэт подарил героям счастье – режиссёр его в этом поддержал.

 

А актёры воплотили всё так очень и презентабельно, что охото, ну не понимаю, «золотую маску» им вручить какую-нибудь, что ли.

 

 

Лена Трефилова специально для Musecube

В статье применены фото с веб-сайта Театра «У Никитских ворот»

 

Источник: musecube.org

Добавить комментарий