Бетховен: концерты для фортепиано с оркестром | статьи на kinoreef

Фотография предоставлена пресс-службой филармонии

18 апреля в Большом зале филармонии им. ДД. Шостаковича академический симфонический оркестр филармонии под управления дирижера Феликса Коробова сыграл пять концертов для фортепиано Людвига ван Бетхована. Солировал в концерте Петр Лаул.

250-летие великого композитора отмечают, возможно, не так масштабно, как было запланировано: коронавирусные ограничения в полной мере в стране еще не отменены. Петербургская филармония отметила это большое событие исполнением всех фортепианных концертов Бетховена. Для поклонников композитора и меломанов имена Феликса Коробова и Петра Лаула хорошо известны. Первый – главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – довольно часто выступает в Санкт-Петербурге. Второй – петербургский музыкант, отлично знающий репертуар Бетховена. В 2015 году он исполнил цикл из всех 32 сонат немецкого композитора в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Людвиг ван Бетховен написал пять фортепианных концертов в Вене в течение пятнадцати лет: с 1795 по 1809 годы. Первый концерт, созданный в 1795 и окончательно оформленный в 1798 году, характеризуется народно-песенными интонациями и довольно помпезным характером. Второй по хронологии предшествовал Первому, но был опубликован только в 1801 году. Критики отмечают, что по образному содержанию и стилистике Второй концерт уступает первому: еще можно уловить заимствования у Моцарта, более скромен состав оркестра. Третий концерт был задуман еще в 1797, но опубликован только в 1804 году. Это произведение быстро завоевало популярность и получило широкую известность при жизни автора. Четвертый концерт создавался в период 1804-1805 гг., но исполнен лишь в 1807 году на закрытом музыкальном вечере, тогда как публичную премьеру композитор сыграл в конце 1808 года. Это произведение считается наиболее лиричным среди других подобных у автора. В отличие от Третьего концерта, Четвертый был забыт на длительное время. Пятый фортепианный концерт был написан в сложное время – Европа была охвачена военными действиями, войска Наполеона вторглись в Австрию. Из-за этого, премьера последнего концерта Бетховена была отложена и исполнена только в декабре 1811 года. Публика восторженно приняла произведение, но отметила его чрезмерную длину. Пятый концерт – величественный и грандиозный, пронизан сверкающей триумфальностью. В кулуарах произведение часто называют «Император».

Пять концертов Бетховена – разные состояния и эмоции. Как говорит Феликс Коробов, примитивно сводить композитора к одной эмоции. Мы привыкли к тому, что Бетховен – это торжественно, трагично или героически, но ведь человек не может все время находиться в одном настроении, все время шутить или все время плакать.

Яна Квятковская специально для Musecube

Добавить комментарий